Роль и стратегические задачи электросетевого комплекса страны должны быть законодательно закреплены – участники «круглого стола» в СФ
Роль и стратегические задачи электросетевого комплекса страны должны быть законодательно закреплены – участники «круглого стола» в СФ
25.03.2014

Необходимо законодательно закрепить статус и полномочия ОАО «Российские сети», как организации по координации функционирования электросетевого комплекса Российской Федерации, считают участники состоявшегося в Совете Федерации «круглого стола» на тему «Российский электросетевой комплекс: стратегия развития и ее законодательное обеспечение».

Заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров отметил, что проблема электросетевого комплекса носит общеэкономический характер. Он напомнил, что в 2013 году на государственном уровне были приняты решения о реорганизации электросетевого хозяйства, утверждена стратегия его развития.

«За год работы ОАО «Россети» был накоплен позитивный опыт, но одновременно назрела необходимость принять ряд решений на законодательном уровне. Достаточно острым является вопрос о нормативном уточнении функций ОАО «Россети». Необходимы законодательные меры, направленные на повышение платежной дисциплины, системы взаиморасчетов. Сумма неплатежей достигла 170 миллиардов рублей, что начинает негативно сказываться на деятельности энергетических структур», – подчеркнул Вячеслав Штыров.

По мнению заместителя Председателя СФ, отрасль нуждается в комплексном подходе, включающем в себя грамотную тарифную политику, учитывающую платежеспособный спрос и необходимость обеспечения эффективности инвестиций.

Заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко обозначил ряд задач, которые стоят перед сетевым комплексом. «Прежде всего, это повышение эффективности, снижение аварийности и уменьшение издержек».

Он отметил, что большая часть задолженности на розничных рынках электроэнергии приходится на «неотключаемых» потребителей. «Ограничение их потребления может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. Один из вариантов решения проблемы – формирования системы финансовых гарантий».

По словам Вячеслава Кравченко, в настоящее время не существует комплексной системы нормативных и нормативно-технических требований к обеспечению надежности и безопасности электроснабжения. «У нас десятки нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность электросетевого комплекса. В частности, необходимо упорядочить нормативно-правовую базу для упрощения процедуры предоставления и использования земельных участков для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов электроэнергетики».

Первый заместитель генерального директора ОАО «Россети» Андрей Демин посвятил свой доклад стратегии опережающего развития компании. «Россети входят в число крупнейших сетевых компаний и обслуживают более двух миллионов километров линий электропередачи. Создание ОАО позволило сконцентрировать ресурсы на ключевых проектах, одним из которых стало обеспечение энергоснабжения Олимпиады в Сочи».

Стратегия развития электросетевого комплекса предусматривает значительное снижение операционных и инвестиционных издержек и повышение надежности электросетевого комплекса, отметил Андрей Демин. «Так, только в 2013 году программа управления издержками принесла общий экономический эффект в 15,8 миллиарда рублей. В части обеспечения надежности принята единая техническая политика, увеличена скорость ликвидации технологических аварий, снижена стоимость технологического присоединения, упрощена соответствующая процедура, созданы центры обслуживания клиентов во всех регионах присутствия компании».

Член Комитета СФ по экономической политике Виктор Рогоцкий обратил внимание на значительный рост территориальных сетевых организаций, не входящих в структуру ОАО «Россети». «Многие такие организации не имеют действенных стимулов ни для развития сетей, ни для повышения эффективности своей работы и качества предоставляемых услуг. Происходит конфликт интересов между такими компаниями и потребителями. Пора вернуть потребителям возможность регулировать качество предоставляемых услуг».

Сенатор предложил разработать механизм консолидации электросетевых активов территориальных сетевых организаций и регламентировать процедуру общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.

По итогам обсуждения участники «круглого стола» выработали рекомендации. В частности, признано целесообразным ускорить принятие законодательства, направленного на укрепление платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Кроме того, необходимо разработать и внести в Государственную Думу изменения в законодательство об электроэнергетике в части определения роли и стратегических задач ОАО «Россети» как организации по координации функционирования электросетевого комплекса страны.

* * *

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной Службы по тарифам РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, руководители предприятий электроэнергетики, сетевых компаний, эксперты.